Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в
НОУ СПО МедКолледж «Авиценна».

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации интегрированного (инклюзивного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в НОУ СПО МедКолледж «Авиценна».

1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ, гл. 11, ст. 79;
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 24 июля 2009 года);
- Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1.3. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение лиц с ограниченными возможностям здоровья осуществляется в учреждениях, реализующих образовательные программы в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких ограничений.
Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения лицам с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих таковых ограничений.

1.4. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной социализации в обществе.

1.5. Задачи инклюзивного образования:
• освоение обучающимися, профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
• формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья;
• успешная социализация обучающихся.

1.6. Интегрированное обучение может быть организовано:
• посредством совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одной аудитории колледжа;
• посредством создания группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже, если таких обучающихся не менее 15 человек.

1.7. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами.

II. Организация интегрированного (инклюзивного) обучения

2.1. При организации совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения, и лиц, не имеющих таких ограничений, могут создаваться группы интегрированного обучения.

2.2. Группа интегрированного обучения открывается на 1 сентября нового учебного года приказом директора НОУ СПО МедКолледж «Авиценна».

2.3. Руководитель группы интегрированного обучения в НОУ СПО МедКолледж «Авиценна» должен иметь:
• список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным программам для зачисления в группу интегрированного обучения;
• копии протоколов психолого-медико-педагогической комиссии;
• заявления родителей (законных представителей);
• данное Положение.

2.4. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в НОУ СПО МедКолледж «Авиценна» на интегрированную форму обучения (специальные группы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора колледжа.

2.5. На первые три месяца с момента начала интегрированного обучения лицу с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность обучения такого лица в форме интегрированного обучения, интегрированное обучение в колледже продолжается. Если по истечении испытательного срока педагогический совет образовательного учреждения выносит заключение о невозможности создать условия для обучения конкретного лица с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе в форме интегрированного обучения, директор колледжа информирует об этом родителей (законных представителей) обучающихся.
В этом случае лицо с ограниченными возможностями здоровья направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения. Возможно направление в специализированное учебное учреждение.

2.6. Дополнительное направление обучающихся в функционирующую группу интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года.

2.7. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной группе не должно превышать 10 человек. При комплектовании интегрированных групп необходимо по возможности объединять в одной группе лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.

2.8. Распорядок дня для обучающихся в данных группах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих групп организуется, по возможности, в первую смену.

2.9. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий осуществляется медицинским работником

2.10. Все лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвоать в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

2.11. Для организации интегрированного (инклюзивного) обучения в НОУ СПО МедКолледж «Авиценна» необходимы условия:
• Разработка локальных акты НОУ СПО МедКолледж «Авиценна», регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями (данное Положение, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, НОУ СПО МедКолледж «Авиценна», Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, НОУ СПО МедКолледж «Авиценна»),
• обеспечена универсальная безбарьерная среда:
а) для возможности перемещения инвалидов-колясочников осуществлены следующие мероприятия: обеспечен беспрепятственный доступ для возможности въезда в здание; кабинет приемной комиссии помещен на первом этаже; рядом находится учебная аудитория для занятий, есть возможность разместить расписание учебных занятий в легко доступном месте (хорошо освещенном, на удобном для чтения уровне), расширен дверной проем и оборудована туалетная комната для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
б) для возможности обучения слабослышащих студентов: УМК по всем дисциплинам и модулям переведены в электронный вид, что дает возможность для частично дистанционного обучения; сайт колледжа адаптирован для слабовидящих, на сайте создан электронный форум, как информационная система общения; в помощь всем студентам функционирует электронная библиотека, приобретены ноутбуки для использования на занятиях в помощь и слабослышащим обучающимся.

III. Организация образовательного процесса

3.1. Образовательный процесс в группах интегрированного обучения может осуществляется по специальностям среднего профессионального образования медицинского профиля:
060101 Лечебное дело,
060102 Акушерское дело
060105 Медико-профилактическое дело,
060203 Стоматология ортопедическая,
060205 Стоматология профилактическая,
060301 Фармация,
060501 Сестринское дело,
060604 Лабораторная диагностика.

3.2. Обучение на специальностях медицинского профиля, требует повышенного внимания и быстроты психомоторной реакции. На основании этого обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, и лиц имеющих грубые нарушения мануальных навыков не предоставляется возможным по специальностям:
060101 Лечебное дело,
060102 Акушерское дело
060105 Медико-профилактическое дело,
060203 Стоматология ортопедическая,
060205 Стоматология профилактическая,
060301 Фармация,
060501 Сестринское дело,
060604 Лабораторная диагностика.

3.3. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и Государственная итоговая аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Положением о текущем и рубежном контроле и промежуточной аттестации студентов государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования МедКолледж «Авиценна», Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования НОУ СПО МедКолледж «Авиценна», Уставом НОУ СПО МедКолледж «Авиценна», требованиями действующего законодательства.

3.4. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на следующий курс, оставление их на повторное обучение, должны решаться в порядке, установленном Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.

3.5. Выпускники колледжа с ограниченными возможностями здоровья, обучавшиеся по специальностям среднего профессионального образования социально-экономического профиля и успешно освоившие основную профессиональную образовательную программу, получают документ государственного образца о получении среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством, Положением о порядке заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов НОУ СПО МедКолледж «Авиценна».

3.10. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу в колледже, получают академическую справку, с выделением предметов, по которым выставлена положительная оценка при промежуточной аттестации.

3.12. Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения предусматривает обязательное осуществление следующих мероприятий:
• осуществление мониторинга уровня успеваемости обучающегося;
• преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;
• обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
• информирование родителей (законных представителей) относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.

Осуществление этих мероприятий возлагается на руководителя группы интегрированного обучения

IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса

4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать порядок реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

V. Финансирование интегрированного (инклюзивного) обучения

5.1. Финансирование общеобразовательного учреждения, осуществлявшего интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Размер доплат и надбавок преподавателям, осуществляющим обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливается НОУ СПО МедКолледж «Авиценна» самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда НОУ СПО МедКолледж «Авиценна».
5.3. При обучении лиц с ограниченными возможностями на договорной основе оплата преподавателям, осуществляющим обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение литературой, средствами обучения (компьютеры, аксессуары и т.д.) производится за счет средств заказчика. Условия оплаты оговариваются в договоре об оказании платных услуг.